Жизнь порта зависит от используемого ПТО?

Жизнь порта зависит от используемого ПТО?



Black Sea Forum – 2008, доклад ПО «Технорос»

Тема доклада:
«Обеспечение растущих объемов грузоперевозок современным грузоподъемным оборудованием».

Докладчик: Почтеннов Андрей Владимирович.

План доклада:

  1. Обзор рынка контейнерных перевозок России и Украины.
  2. Ситуация на рынке подъемно-транспортного оборудования.
  3. Современное российское краностроение.
  4. Контейнерный козловой кран – продукт ПО «Технорос-Кран» для контейнерных терминалов.



1. Обзор рынка контейнерных перевозок.

На протяжении последних пяти лет средний рост мирового контейнерного трафика и мировой перевалки контейнеров в портах составляет 10–12% в год. При этом стоит отметить, что российский контейнерный рынок является одним из наиболее быстрорастущих в мире. В течение последних пяти лет ежегодный рост обработки контейнеров с российскими внешнеторговыми грузами составляет 20–23%. Увеличение объемов контейнерного грузопотока в России связано не только с высокими темпами роста объемов внешней торговли, но и с повышением степени контейнеризации грузов.

Также на протяжении последних пяти лет наблюдается стабильный рост контейнерных перевозок через порты Украины; это свидетельствует о том, что украинский рынок становится все более привлекательным для ведущих мировых контейнерных перевозчиков.

В связи со столь стремительным ростом рынка контейнерных перевозок России и Украины, морские порты этих стран сталкиваются с рядом проблем. В настоящее время одной из слабых сторон морских контейнерных перевозок является ограниченность пропускной способности портов. По оценкам различных экспертов, на сегодняшний день пропускная способность всех контейнерных терминалов России и Украины на Черном море составляет 1,8 млн TEU, а потребность - как минимум 2,5-3,0 млн TEU. Таким образом, основной задачей в данном регионе является сокращение дефицита пропускных способностей контейнерных терминалов. По прогнозам специалистов, эта проблема объективно может быть решена не ранее 2015-2020 годов, поскольку объемы контейнеризации грузов продолжают расти, а порты России и Украины вынуждены обслуживать основную массу внешнеторговых грузов всех стран бывшего СССР.

Принимаемые портами меры, касающиеся сокращения дефицита пропускной способности контейнерных терминалов, направлены прежде всего на сокращение времени, затраченного на обработку груза, что непосредственно зависит от установленного на терминале ПТО. Только оборудовав терминал соответствующей его потребностям современной перегрузочной техникой, можно добиться эффективного и своевременного выполнения всех поставленных задач.

На сегодняшний день имеется возможность оборудовать каждую из зон терминала соответствующим ее потребностям специализированным ПТО. Современный контейнерный терминал состоит из двух зон: фронтальной (участок «судно-берег») и тыловой. С целью обеспечения максимально эффективного процесса обработки груза в каждой из зон, терминалы оборудуются перегрузочной техникой следующих видов:

1) причальные перегружатели участка «судно-берег», основной задачей которых является быстрое перемещение груза с судна в фронтальную зону терминала;
2) оборудование, осуществляющее транспортировку грузов в пределах тыловой зоны (козловые краны, ричстакеры, контейнеровозы).

На первом этапе – «судно-берег» – причальные перегружатели, осуществляющие транспортировку контейнеров, должны обладать предельно высокой скоростью перевалки груза для сокращения времени простоя судна в порту. На сегодняшний день технику данного вида в порты России и Украины поставляют иностранные компании, специализирующихся в производстве причальных перегружателей.

На втором этапе обработки грузов осуществляется транспортировка контейнеров из фронтальной зоны, где установлен причальный перегружатель, в тыловую часть терминала, где располагаются площадки для хранения контейнеров, железнодорожные пути и площадки для подъезда автотранспорта. В тыловой части терминала могут использоваться следующие виды ПТО:
  • ричстакеры
  • козловые контейнерные краны.

Применение ричстакеров накладывает жесткие требования на качество асфальтового покрытия терминала, а также ведет к необходимости резервировать пространство для проезда и маневрирования. Таким образом, наиболее оптимальным вариантом является применение комплекса козловых контейнерных кранов. В этом случае достигается максимально эффективное использование площадей терминала.

В сочетании с одним причальным перегружателем, как правило, используется несколько козловых контейнерных кранов. Учитывая соотношение полных циклов причального перегружателя и козлового крана, которое составляет примерно ¼, можно говорить о том, что для последующей обработки грузов, перемещаемых одним причальным перегружателем, требуется от 2 до 4 козловых контейнерных кранов. Производство козловых контейнерных кранов осуществляется как за рубежом, так и в России, в связи с чем далее будут рассмотрены различные варианты производства и поставки данного вида оборудования.




2. Ситуация на рынке подъемно-транспортного оборудования.

Западные краностроительные компании имеют многолетний опыт международной и межотраслевой кооперации, в рамках которой осуществляется изготовление продукции. В ходе выполнения работ возможно формирование до пяти кооперационных уровней. Одним из примеров кооперационного продукта являются установленные в 2007 году в Ильичевском порту причальные перегружатели марки Noell Fantuzzi Group, изготовленные и собранные в Китае.

Что же касается перегрузочной техники для тыловой зоны терминала, то козловые контейнерные краны, поставляемые иностранными компаниями - производителями ПТО, отвечают современным требованиям портов, касающимся их технической возможности. Однако, с точки зрения потребителя ПТО, импортная модель производства имеет ряд особенностей, не позволяющих считать ее оптимальной:

  • от проекта к проекту используются определенные типовые решения, отступления от которых ведут к ощутимому росту конечной стоимости продукта.
  • производители выступают в роли монополистов на комплектующие для изготовленного ими оборудования, что существенно повышает стоимость сервисного обслуживания.
  • значительные финансовые и временные затраты на транспортировку и растаможивание продукта.

Однако, несмотря на эти особенности, до сих пор предпочтение в выборе производителя ПТО для тыловой зоны контейнерных терминалов России и Украины отдавалось иностранным компаниям. Корни этой ситуации уходят в историю краностроительной промышленности СССР.

В конце 70-х - начале 80-х г.г. с учетом требований развивающейся контейнерно-транспортной системы отечественные проектно-конструкторские организации совместно с крановыми заводами разработали и создали ряд специальных контейнерных кранов. Поскольку перед заводами стояла задача производства кранов с минимальными затратами и в кратчайший срок, то изготовление осуществлялось на основе одного и того же проекта с максимальной унификацией узлов.

В период 90-х г.г. наблюдается кризис в производстве техники данного вида, связанный с общей тяжелой экономической ситуацией в стране, а также с тем, что крановым заводам не удалось в короткий срок перейти от «натурального хозяйства» (полного цикла производства ПТО) к современным методам производства.

В настоящее время модификации ранее разработанных козловых контейнерных кранов производят несколько российских крановых заводов, однако качественный уровень конструкторских решений по-прежнему не отвечает современным требованиям.
Отклонения же от серийных проектов, многие из которых относятся к советскому периоду, значительно повышают стоимость продукта и сроки изготовления. Кроме того, оптимизировать их до полного соответствия современным требованиям контейнерного бизнеса удается далеко не всегда.

3. Современное российское краностроение.

Как результат вышеописанных процессов в иностранном и постсоветском краностроении, на российском рынке в последние годы возник новый тип производителя ПТО. Он сочетает в себе наработки советских производителей, а именно конструкторскую школу и наиболее удачные ее проекты, современные методы разработки и проектирования, а также функционирование на основе кооперационной схемы, применимость которой подтвердил опыт иностранного краностроения. Все это позволяет поддерживать необходимый высокий уровень производства:

  • в процессе разработки используются автоматизированные системы проектирования;
  • кооперация как с отечественными, так и с западными производителями комплектующих предоставляет возможность оснащения продукта оптимальным набором узлов;
  • внедрение на предприятии системы менеджмента качества гарантирует надежность и долговечность производимого оборудования.

Примером воплощения данной концепции современного российского краностроения выступает ПО «Технорос-Кран».

«Технорос-Кран» является проектировщиком, производителем и поставщиком подъемно-транспортного оборудования для предприятий всех отраслей промышленности и транспорта. 

В состав Производственного объединения входят:

  • конструкторское бюро «Рекран», являвшееся разработчиком проектов козловых контейнерных кранов для «Кран-Узловского машиностроительного завода им. И.И. Федунца»;
  • конструкторско-технологическое бюро «Технорос».

Наличие собственного конструкторско-технологического бюро позволяет достичь максимально эффективных решений, собственная производственная база дает возможность самостоятельного изготовления важнейших узлов крана, а внедрение западной системы управления проектами позволяет ПО «Технорос-Кран» сокращать сроки изготовления продукции.

Отдел внешней кооперации регулярно производит обзор как отечественного, так и западного рынка комплектующих с целью выбора оптимального варианта комплектации продукта ПО «Технорос-Кран»

4. Контейнерный козловой кран – продукт ПО «Технорос-Кран» для контейнерных терминалов.

В качестве примера оборудования, производимого на основе применения данной концепции, ПО «Технорос-кран» предлагает специализированную технику для тыловой зоны контейнерных терминалов – кран козловой контейнерный.

Кран предназначен для перегрузки и складирования универсальных средне- и крупнотоннажных контейнеров на контейнерных терминалах морских и речных портов, железнодорожных станциях, складах промышленных предприятий и оптово-снабженческих базах.

Такие характеристики, как грузоподъемность до 50т, возможность работы в тяжелых режимах, а также концепция создания, ставят контейнерный кран производства ПО «Технорос-Кран» в один ряд с западными аналогами. Рассмотрим подробнее особенности данного продукта:


  • конструктивные особенности

    Кран представляет собой двухбалочную конструкцию коробчатого сечения с нижним ригелем. П-образная конструкция крана позволяет проносить 20-40” контейнер между ног крана без разворота, что значительно сокращает время работ и увеличивает производительность. Также данное конструкторское решение позволяет изготавливать краны с разной высотой штабелирования без существенных изменений проекта.

  • технологические особенности

    Металлоконструкция крана выполнена из балок коробчатого сечения. Основным преимуществом коробчатых конструкций перед прочими является их высокая усталостная стойкость при тяжелых и сверхтяжелых режимах работы. Эффективность данного технологического решения подтверждается многолетним мировым опытом создания машин данного класса.
    Привлечение заводов судостроительной отрасли, имеющих высокую культуру сварочного производства, а также предприятий других сфер тяжелого машиностроения в качестве субподрядчиков для изготовления металлоконструкций, является гарантией высокого уровня качества производимого оборудования.
    При осуществлении проектно-конструкторских работ используется автоматизированная система проектирования Pro/Engineer, позволяющая сократить сроки выполнения работ и учесть все пожелания Заказчика, касающиеся условий работы, комплектации и т.д.
    На все краны производства ПО «Технорос-Кран» устанавливаются частотные системы управления, обеспечивающие высокую точность позиционирования механизмов и снижение энергопотребления, а также удобство в управлении.

  • особенности комплектации

    В процессе комплектования крана ПО «Технорос-Кран» использует оптимальное сочетание продукции импортных и отечественных производителей, таких как «Sew-Eurodrive», «Sumitomo» (редукторы), «ВЭМЗ» (двигатели), «Control Techniques» (электронные компоненты), «Stinis», «Bromma» (спредеры) и др.
    При наличии у Заказчика определенных предпочтений по комплектации крана, «Технорос-Кран» готов устанавливать продукцию любых российских и мировых производителей, отвечающую техническим требованиям.
    Высокий уровень качества продукта, получаемого в результате производства по кооперационной схеме, гарантирует система менеджмента качества, распространяемая на все узлы и комплектующие.

Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что участникам рынка контейнерных перевозок на Черном море при проведении оценки состояния имеющейся тыловой структуры контейнерных терминалов стоит обратить внимание на предложения представителей современного российского краностроения как оптимальных поставщиков соответствующего оборудования.

Продукция компании:

- мостовой кран

- козловой кран

- портальный




Назад в раздел
/* */