Характеристики сухогрузов навального типа (балкеров)

Характеристики сухогрузов навального типа (балкеров)

Балкеры предназначены для перевозки различных навалочных грузов, таких как руда, уголь, минеральные удобрения, стройматериалы или зерно, а также любой груз, который можно просто засыпать в трюмы без упаковки, то есть навалом или насыпью. Различают суда узкоспециализированные - рудовозы, цементовозы, углевозы, зерновозы, лесовозы и универсальные, перевозящие любые навалочные грузы. 


Рисунок 1. Сухогруз навального типа (балкер)

Рис. 1. Сухогруз навального типа (балкер)


Классификация балкеров по дедвейту:

Мини-балкеры с дедвейтом до 10 000 тонн предназначены в основном для каботажного плавания.

Seawaymax относится к судам, максимальные размеры которых позволяют проходить водным путем Св. Лаврентия (название системы каналов и шлюзов от Монреаля до озера Эри, включая канал Уэлленда и водный путь по Великим озёрам) из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Максимальные размеры судов соответственно меньше: длина — 225,6 м (740 футов), ширина — 23,8 м (78 футов), осадка — 7,9 м (26 футов). Кроме ограничений на шлюзах, имеются отдельные участки на каналах с лимитирующими осадками 12,5 м, 10,7 м, 11,3 м и 8,2 м.

Handysize и Handymax (от англ. «handy» – удобный) традиционно составляют самые распространенные суда для перевозки сухих навалочных грузов, имеющие дедвейт до 60000 тонн. Суда Handymax обычно имеют длину 150–200 м. Главной особенностью балкеров типа Handymax являются собственные краны, грузоподъемностью в среднем 30 тонн, что позволяет им осуществлять грузовые работы дешевле и в портах, где не предусмотрены грузовые средства для погрузки/разгрузки балкеров.

Panamax - балкеры названы так из-за ограничения в размерах судов, проходящих через Панамский канал: ширина до 32,31 м, длина наибольшая до 294,13 м, осадка до 12,04 м в пресной тропической воде, высота наибольшая — 57,91 м. Средний дедвейт этих судов составляет 65 000 тонн. В основном они перевозят уголь и зерно.

Capesize (от англ. «cape» – мыс, «size» – размер) – суда, которые из-за своих больших размеров не могут проходить через Панамский или Суэцкий каналы и вынуждены огибать мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки. Обычно они имеют дедвейт свыше 150 тыс. т. Есть рудовозы дедвейтом до 400 тыс. т. Такие суда узко специализированы: 93% перевозимого ими груза составляют уголь и руда. Эти суда обслуживают глубоководные терминалы.

Характеристики расчетных судов – это важнейшие исходные данные для правильного подбора портового перегрузочного оборудования. От того, какие суда обрабатываются или будут обрабатываться на терминале зависит требуемая грузовая характеристика портального крана (зависимость грузоподъемности от вылета стрелы) или параметры судопогрузочной машины (длина и высота стрелы, диапазон хода челнока и т.д.).

Погрузка судна типа Panamax минеральными удобрениями в порту г.Мурманск

Рис. 2. Погрузка судна типа Panamax минеральными удобрениями в порту г. Мурманск


Также размерения балкеров и конструкция крышек, закрывающих трюмы влияет на вариант конструктивного исполнения купольного укрытия «MANTIA», предназначеного для защиты груза помещенного в трюме судна от атмосферных осадков при погрузке гигроскопичных навалочных грузов, а также защиты акватории от пыли, возникающей в процессе погрузки.

Разворачивание купольного устройства «MANTIA»

Рис. 3. Разворачивание купольного устройства «MANTIA»


Для удобства заполнения опросных листов в таблице ниже приводим таблицу с основными размерениями балкеров для транспортировки угля. Суда для транспортировки минеральных удобрений или зерна будут иметь близкие значения размерений. Значительные отклонения будут у специализированных судов-рудовозов по причине высокой насыпной плотности груза.


Размерения судов-балкеров для транспортировки угля
(обработка базы данных судов IHS Fairplay по состоянию на январь 2016 г.)

Размерения судов-балкеров для транспортировки угля

/* */